Полька — танец из Богемии

12 Август 2014

dancersbbbПолька, изобретенная на территории исторического региона Богемии, — это динамичный танец, имеющий ритм 2/4 и, организованный то в открытой, то в закрытой позициях. Полька танец чешских крестьян востока Богемии, которая сейчас включена в состав современной Чехии.

История возникновения

Судя по летописям, найденных в Богемии, можно сказать, что изобретение танца принадлежит сельской девушке по имени Анна Слезак(Ann Slezak). Придумала она этот танец в городе Labska Tynice примерно в 1834 году. Произошло это следующим образом: в один прекрасный вечер Анна слушала чешскую народную песню «Strycek Nimra Koupil Simla» и начала прыгать под песню, таким образом выдумав те прыжки, которые танцуют в польке.

Прыгая под эту песню («Дядя Нимра купил Симлу — белую лошадь») Анна Слезак решила дать названия своим движениям и назвала прыжки «Madera» из-за динамичности и позитивного характера. Название танца «pulka» переводится по-чешски как «половина». Такое название танец получил из-за того, что в танце всё время балансируют с ноги на ногу, как бы шагая половиной шага.

Популярность танца

До Праги танец полька дошел в 1835 году и уже в 1840 был представлен в Париже с ошеломительным успехом в театре Одеон преподавателем танцев из Праги, Раабом(Raab). Танец имел огромнейший успех в тот день. После этого выступления парижские педагоги и инструкторы танцев крепко ухватились за усвоение польки, и начали активно обучать своих последователей во всех танцполах и салонах Парижа. Известный танцор тех времен Cellarius описывал ситуации, когда молодые люди, настроенные наиболее негативно к танцу не выдерживали, скидывали маску апатии и поддавались ритму со всеми, когда видели таких же молодых людей в танце.

Со временем полька танец молодых, стал терять свою популярность — полькомания выживала последние соки славы и канула в лета. Танцевальные залы постепенно опустели, и педагоги в отчаянии искали партнерш для обучения танцу — пригласили группу девушек из Парижской Оперы. Результатом стало то, что на танцы теперь молодые люди приходили не ради польки, а ради тех самых девушек, приглашенных в качестве партнерш.

В результате танец приобрел плохую славу, утерял изначальное качество и начальную энергетику в залах, где преподавался. Фактом является то, что во многих семьях полька стало запретным плодом для дочерей, которые не могли танцевать ее даже с родственниками и близкими семье людьми.

Полька в Англии и США

Средина девятнадцатого столетия ознаменовала Англию появлением в ней польки. Однако полька не стала такой популярной тут, если сравнивать с ситуацией на континенте. Примерно в то же время полькомания заразила Соединенные Штаты Америки. В книге «Philadelphia Assemblies» Томас Балч пишет, что Бретерский оркестр в 1849 году ввел новую польку для ассамблеи. Танцы легкие в усвоении приходят на замену стереотипам — вальс и полька пришли на замену контрдансу и котильону.

В центральной Европе популярность польки подтолкнула изобретателей танцевального искусства к действию, и они начали придумывать похожие танцы. Самым простеньким из новоиспеченных звеньев эволюции польки был танец галоп, или galoppade. Впервые он появился во Франции и в Польше в 1839 году.moldova05_b

Характер и ритм танца оставались прежними, сходными с вальсом и полькой — танцевальные пары делали шассе, изменяя скорость, с поворотами. Ритм был тот же, но часто galop исполняли под музыку быстрой польки. Галоп пользовался огромной популярностью в качестве заключительного танца. А в качестве танца, открывающего занавесу предстоящего танцевального вечера выступал танец полонез, название которого пошло от страны производителя — Польши. Это был величественного вида марш с медленным ритмом 3/4.

Полонез не достиг такой популярности, как другие бальные танцы. Бывали и такие танцы, которые состояли всего из нескольких не сложных движений, такие как богемский танец redowa, схожий с медленным вальсом, и исполняемый под музыку этого вальса. Бывали танцы и посложнее, такие как польская мазурка — куча прыжков, переходов, синхронных шагов и киков, исполняемых под музыку вальса; или schottische — народный танец немцев, состоящий из прыжков и шассе, исполняемых под ритмы 4/4 и 2/4. Помимо изначальных версий танцев их часто комбинировали.

Среди тьмы танцев, возникших в 19 веке, до нас дошла лишь полька. Полька пережила и времена большого энтузиазма, и времена забытья, когда в начале 20 столетия полька не была приметной на фоне джаза и рэгтайма. Периодом восстановления славы польки в США можно назвать послевоенное время, когда после второй мировой в страну приезжало большое количество эмигрантов, знающих этот танец. В итоге, полька стала на равных с национальным танцем кантри. Полька до сих пор пользуется популярность в Америке.

СССР не обошла стороной полькомания — она также была включена в программу преподавания бальных танцев, вместе с ридио. Полька по сей день развивается — было придумано целое множество вариаций и видов этого танца.