Современный танец модерн

16 Август 2015

Танец модерн имеет большую историю. О том,  что это данный стиль танцевального искусства возник довольно давно, знают далеко не все. Связь голоса, жестов и эмоций человека стала изучаться в прошлом веке. В 1930 году это  стало объектом  исследования Франсуа Дельсарта. По ходу своей работы он сделал следующее заключение: все эмоции, присущие  человеку, могут быть переданы посредством движения, которое не ограничено какими-либо формами. Ученица этого мастера Женевьева Стебан стала учителем, воспитавшим  Айседору Дункан. А она, как многие знают, вошла в историю мировой хореографии.

sovremennyiy-tanets-modern

«Спуститься» до низов – так формулировалась задача, которую должен быть решать танец в  то время. Чтобы добиться этого, необходимо  было устранить одно препятствие — избавиться от чопорности, которая была характерна для  танца того времени. Так произошло формирование философии модерна.

Философия танца модерна

Многие полагают, что между  танцевальным стилем  модерн и  другой его разновидностью джаз-модерн нет большой разницы. Однако  данное суждение ошибочное.  Наперекор балету классической формации происходило развитие современной хореографии.  Из самых разнообразных вариаций танцев африканских племен, использовавшихся для разных ритуалов, произошло её возникновение. Позднее произошло сплетение  джазовой и современной хореографии. Следствием этого стало появление нового стиля танца — джаз-модерна.

Возвращаясь к философии танца в стиле модерн, необходимо отметить, что в нем  основное внимание концентрируется  на созерцании. Гармония в данном направлении должна быть преобладающим элементом. Причем во всем: в технике движений, в музыке, в эмоциях. Импровизационный элемент в своей самой высокой форме —  характерная особенность танца модерна. Изящество для танца данного направления – не менее важный элемент. При этом  танцоры отталкиваются от классических фигур танцевания, воспринимая их в качестве основы любого стиля.

Техника модерна

Идеи хореографии были изложены теоретики танцевального искусства. Когда  они стали доступны для танцоров, то мастера стали прибегать к практике их использования. И вместе с тем, они   по мере возрастания потребности в технике стали «изобретать»:

  • Мэри Вигман занималась поиском идей и приемов, использование которых позволило бы передать самые яркие эмоции, присущие для человека. Такие как  боль, страх и др.;
  • Перемешивая  с танцем классической формации такой вид исполнительского искусства, как  пантомима, а вдобавок к ней еще и выразительность Куртом Йоссом были созданы новые техники;
  • Техника присущих в наши дни для танцевального искусства высоких прыжков появилась в танце благодаря Грет Палукке;
  • Техника танца  усиления и расслабления, которая принята и  широко используется по всему миру, изобрела Марта Грехэм.

Особенности танца модерн

sovremennyiy-tanets-modern1

Двоякие проявления носят базовые особенности данного танцевального стиля. Причем, как внутренне, так  и внешне. Вместе с тем между ними существует неразрывная связь. Внешне танец модерн проявляется движениями, техникой. Внутренними его проявлениями являются сюжет, идея танца, а помимо этого состояние души танцовщика.

Работа  с телом – в этом заключается главная особенность танца модерн. Кроме этого значение имеет использование во время танца законов гравитации. Демонстрация ложной легкости, как это принято в  балете, здесь не требуется. Напротив, во время танца на показ выставляются усилия, которые прикладываются танцором при совершении тех или иных фигур. Сиюминутность характерна для танца модерн. А наряду с ним и импровизационная составляющая в своей высшей степени.  Черты, присущие для классического танца, используются, однако им отведена второстепенная роль. Такими являются воздушность прыжков, выворотность. Второстепенное значение имеет необходимость в создании эффекта вытянутости. В танце модерн отсутствуют пуанты, не  используются сложные костюмы. Туники простого вида и балетки  — выбор танцоров. В этом они предстают на сцене. Не редкость, когда они выступают босиком.

Серьезные изменения произошли  и во внутреннем содержании танца. Выполняемые движения наполнены  гармонией. Они смотрятся естественно. Одно движение плавно перетекает в другое. Между музыкальным сопровождением и  хореографией существует абсолютное соответствие.  Не всегда имеется соответствие с ритмом, но единство с музыкой присутствует и оно абсолютное. В танце находят отражение музыкальные акценты.

Модерн и балет

В стиле  модерн в настоящее время ставятся многие классические постановки. От своих прообразов в таком варианте исполнения они могут иметь довольно существенные отличия. Это относится ко всему, но прежде всего к сути танца. А она  сводится к акробатическим элементам, выделяющимся своей эффектностью, необычному рисунку и использованию ломаных движений. Единственным ограничением является  фантазия постановщика. Балеты в стиле модерн танцевали такие великие мастера, как Илзе Лиепа, Рудольф Нуриев.

И в наши дни  стиль модерн продолжает развиваться. Происходит процесс его дальнейшей трансформации. Благодаря появлению модерна произошло появление такого стиля, как пост-модерн.

В настоящее время широкое распространение по всему миру получил стиль модерн. В разных странах мира открываются школы танца, в которых учеников обучают данному направлению танцевального искусства. В России хореографы создают свое направление со своими особенностями, которое называется  «русский модерн».