Танец модерн свобода выражения чувств и эмоции

04 Август 2015

По своей сути, стиль модерн — это стиль свободного танца, не сдерживаемого рамками классики и законами хореографии, выражение свободного полета человеческой мысли.

tanets-modern-svoboda-vyirazheniya-chuvstv-i-emotsii

Новый век — новые течения в искусстве

Стремительный 20 век диктовал обществу новые законы искусства, прогрессивные формы выражения мысли и чувств. Как в литературе и театре, так в танце появилось новое течение, которое полностью отвергло все существующие до этого каноны классики хореографии. Название этому течению ввели в Соединенных штатах — модерн.

Первым, кто высказался за создание нового направления в танце, был французский балетмейстер Франсуа Дельсарт: «Все многообразие чувств и эмоций человека невозможно вместить в стандарты классики. Это может сделать только полностью свободная хореография». Его идеи были подхвачены американскими танцовщицами, бывшими в Европе на гастролях. Вслед за ними эту мысль развивала знаменитая Айседора Дункан, которую принято считать создательницей этого направления. После ее выступлений новое течение вышло на широкую сцену.

Школы модерна и их идеи

В своих выступлениях Айседоа Дункан делала основной упор на природу естественных движений и чувств. По ее идее танец должен олицетворять человека, поэтому просто обязан быть свободным от каких-либо условностей. Основное место было отведено импровизации. Дункан выступала без общепринятых костюмов, босиком под симфоническую либо камерную музыку.

Танец Жака-Далькроза является полной противоположностью танцу Дункан. Его искусство названо ритмикой. Танцоры переводили в движения темы различных инструментов, звучавших в композиции. Однако настоящего танца без эмоций создать невозможно.

tanets-modern-svoboda-vyirazheniya-chuvstv-i-emotsii1

Австрийского хореографа Р.Лабана можно считать теоретиком нового течения. При создании концепций нового танца он проштудировал философию и эстетику в изложении Пифагора, последователей Платона, древней Индии. Основная мысль, которую он высказал — танец должен быть пропущен через душу человека.

Ученики Лабана развивали его учение в будущем. Курт Йосс создал Театр танца модерн. Декорациями служили массовая декламация, сценография, музыка. Основную роль он отводил танцу как таковому. Йосс предложил тему на основе политики, антивоенную. Еще одна ученица Лабана Мери Вигман создавала акценты на той стороне жизни, которая остается незамеченной — уродство, трагизм, страх. Ее танец отражал излишнюю напряженность, плавность и красота движений отсутствовали полностью. На первом месте у танцовщицы всегда были тоска, отчаяние, безнадежность.

Танец модерн сегодня

На современном уровне труппы, исполняющие модерн присутствуют в странах Латинской Америки: Аргентине, Гватемале, Бразилии, — на Кубе, где определилась собственная школа этого направления.

На территории стран Европы есть несколько крупных Центров танца модерн, в основном, в Германии, в Дрездене и Эссене. На театральных сценах Швеции, Нидерландов, Венгрии и Израиля выступают коллективы, танцы которых отличается принадлежностью к определенной школе  модерн, уровню влияния национальных течений.

В Лондоне был основан Центр танца модерн, Лондонский современный театр танца. Балетный театр танца модерн основан во Франции Жозефом Руссильо и носит его имя.

Из представителей российского танца хорошо известен балет Аллы Духовой и Бориса Эйфмана.