Аварская лезгинка

15 Июль 2015

Лезгинка – народный танец лезгин, одного из коренных народов Кавказа. Большая часть лезгин проживает на юге Дагестана и в сопредельных с ним районах Азербайджана, где они являются вторым по численности народом.

avarskaya-lezginka

Появление лезгинки

Лезгинка появилась в незапамятные времена и была неотъемлемой частью языческих верований и ритуалов многих кавказских народов. Особенно этот танец был популярен у племени лезгин еще во времена Кавказской Албании, государства, возникшего в конце II века до н.э. В основе этого танца лежит имитация движений горного орла. Он исполнялся воинами перед началом и после окончания боевых сражений, помогая сосредоточиться на предстоящих событиях и подготовиться к решающей схватке. Победный танец немного отличался от подготовительного главным образом благодаря более раскрепощенным и энергичным движениям.

Лезгинка на Кавказе

Во время исполнения танца танцор становился на носки и раскидывал в стороны руки, будто орлиные крылья. Он плавно описывал круги, напоминающие подготовку орла к последующему полету.

Со временем воинственный танец приобрел новые черты. В его исполнении появились характерные для народов Кавказа символы мужества, огня и плодородия. Он стал также выражением чистой любви молодого юноши к прекрасной и скромной девушке. Танец помогает вырабатывать особую горделивую осанку и приучает к быстрому ритму, который со временем пронизывает всю жизнь горцев. Лезгинка имеет мужской и женский варианты. Она была долгое время единственной возможностью выразить открыто свои чувства молодым людям. Лезгинка девушки отличалась особой грациозностью и чувством собственного достоинства.

avarskaya-lezginka1

Особенности аварской лезгинки

Аварская лезгинка большое внимание уделяет имитации не только движений горного орла, но и тура. Тур – это горный круторогий козел, обитающий в труднодоступных участках гор и обладающий невероятной ловкостью, силой и выносливостью. Во время аварской лезгинки руки танцора принимают особую позицию, которая напоминает рога тура. Танцоры также особым способом становятся на пальцы и слегка сгибают в коленах ноги. Именно так делает горный козел перед решающим прыжком.

Чередование кругов и постоянное изменение ритма придает танцу неповторимое очарование. В этом заложен глубокий смысл, призванный помочь единению танцора с высшими силами и получить помощь предков во всех своих начинаниях.